Возврат к списку

История в лицах и фактах! 26 июня 1941.

26.06.2025

26 июня 1941 — Николай Гастелло направил свой подбитый самолёт в скопление машин и танков противника, за что ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Раскалённое небо, рёв моторов, дым и огонь, пожирающие крылья самолёта. Четыре человека в кабине – и ни один не дрогнул. Один из них – Николай Гастелло, лётчик, чьё имя вы, возможно, слышали, но чья история – это не просто строчка в учебнике. Это рассказ о парне из рабочего барака, ставшем легендой. Но что толкнуло его на этот шаг? И почему спустя почти век мы всё ещё спорим, что же произошло в тот роковой день? 

22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. С первых часов войны поднялись в воздух и советские бомбардировщики. Гастелло со своей эскадрильей вступил в бой с захватчиками с самого начала Великой Отечественной​. Враг стремительно наступал, и наши лётчики бросались в атаки, часто без прикрытия истребителей. Бомбардировочные части несли огромные потери – доходило до 10–15 экипажей в день​. Но даже в этой круговерти капитан Гастелло проявил себя умелым командиром. Его товарищи отмечали хладнокровие Николая: он уверенно вёл звено сквозь огонь зениток, умел найти цель и нанести удар.

26 июня 1941 года. Пятый день войны. С аэродрома под Минском взлетают два советских бомбардировщика ДБ-3Ф. Ведущий – экипаж капитана Гастелло, второй самолёт ведёт старший лейтенант Фёдор Воробьёв​. Им поставлена задача нанести удар по механизированной колонне вермахта, наступающей по шоссе Молодечно—Радошковичи​. В самолёте Гастелло четыре человека: сам командир, штурман лейтенант Анатолий Бурденюк (ему всего 19 лет), штурман-рядовой (второй лётчик) лейтенант Григорий Скоробогатый и стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин​. Атака началась успешно. Под крыльями пронеслась лента леса, и советские машины точно отбомбились по скоплению техники врага – взрывы накрыли середину колонны​. Затем, развернувшись, лётчики прошли над дорогой, обстреливая вражеские автомашины и пехоту, пытавшуюся разбегаться с шоссе​. Воробьёв позже докладывал, что огнём пулемётов экипаж Гастелло поджёг несколько бензовозов противника. Однако зенитная артиллерия немцев открыла ураганный огонь. В какой-то момент снаряд настиг бомбардировщик Гастелло. Прямое попадание – и вспыхнул один из баков с топливом​. За считанные секунды пламя охватило крыло и двигатель. Самолёт резко снизил высоту, теряя управление. Казалось, ещё миг – и он рухнет на землю. В этой критической ситуации у каждого члена экипажа был выбор: попытаться выпрыгнуть с парашютом или погибнуть вместе с машиной. Гастелло мог спастись – высота ещё позволяла покинуть самолёт​. Но капитан не собирался сдаваться врагу и бросать свой горящий бомбардировщик на произвол судьбы. Он принял мгновенное и дерзкое решение, ставшее легендой. Огонь стремительно пожирал крыло и фюзеляж. В кабине раскалённого самолёта, залитого дымом, командир успел обернуться к экипажу. Возможно, голосом, полным решимости, он крикнул коротко: «От своей земли нам уже не уйти... Направим машину на врага!» Никто не возразил – боевые друзья понимали друг друга без слов. По наблюдениям лётчиков Воробьёва и Рыбаса, шедших на втором самолёте, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем бомбардировщике и повёл его в самую гущу танков. Даже охваченный пламенем, экипаж до последнего вёл огонь по врагу из бортового пулемёта​. Ни один человек не выпрыгнул с парашютом – все четверо остались на борту верного самолёта до конца​. Дальше – мгновение, которое ошеломило врагов. Пылающий Ил-4, почти потерявший управление, вдруг направился прямо на колонну. Немецкие танки и бронемашины оказались в ловушке на шоссе. 11-тонная махина, превратившись в огненный снаряд, с ревом врезалась в скопление техники​. Раздался гигантский взрыв – детонировал собственный боезапас самолёта, плюс загорелись бензоцистерны врага. Столб огня и чёрного дыма поднялся над дорогой, объятые пламенем танки врага вспыхивали один за другим​. В этой страшной феерии погиб и сам самоотверженный экипаж.

Подвиг Гастелло – а именно так сразу же начали называть эту атаку – нанёс врагу серьёзный урон. Очевидцы с земли сообщали, что на шоссе горело множество немецких машин. Колонна фашистов была остановлена ценой жизни четырёх советских авиаторов​. Этой ночью местные жители из белорусских деревень, рискуя собой, пробрались к месту падения самолёта. Они нашли обгоревшие останки героев, бережно завернули их в парашютную материю и тайком похоронили в общей могиле неподалёку​. Среди обломков сельчане обнаружили обугленное письмо – адресованное жене лейтенанта Григория Скоробогатого​. Только утром следующего дня советские части смогли добраться до пепелища. Фёдор Воробьёв и штурман Рыбас, вернувшиеся с задания невредимыми, подали подробный рапорт о случившемся, описав обстоятельства гибели экипажа Гастелло​. Вскоре о подвиге узнала вся страна. 5 июля 1941 года Совинформбюро передало по радио сообщение о героическом поступке лётчика Гастелло​. А 10 июля центральная газета «Правда» опубликовала заметку о том, как советский бомбардировщик, объятый пламенем, направил удар по колонне противника и уничтожил множество техники​. Уже к тому моменту фамилия Гастелло гремела на фронтах: подвиг воодушевил тысячи бойцов, имя героя передавалось из уст в уста. 26 июля 1941 года Николай Францевич Гастелло указом Президиума Верховного Совета СССР был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Ему также вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» – награды, которые были переданы семье. Остальные члены экипажа поначалу были отмечены лишь орденами меньшего статуса, и только спустя много лет, в 1958-м, им посмертно присвоили ордена Отечественной войны I степени​. Так государство отметило подвиг товарищей Гастелло, хотя в народе их и так уже считали героями.

Тэги: История в лицах и фактах!

Другие новости
Облако тэгов